Состоялась онлайн-конференция Callday.Auto, на которой спикеры обсудили последние тренды и изменения в автомобильной отрасли. Делимся важными тезисами докладов Google и Яндекс.
Google: как автодилеры адаптируются к изменениям запросов потребителей
Доля автомобилей, купленных онлайн выросла 2 до 5%
В 2020 г доля россиян, совершавших покупки онлайн ежемесячно, увеличилась с 42% до 70%. Доля автомобилей, купленных онлайн, в России увеличилась с 2 до 5% в период до пандемии и после. Пандемия также послужила катализатором цифровой трансформации для бизнесов: 57% опрошенных отмечают, что цифровизация внутри компаний ускорилась.
Процесс покупки в онлайн должен быть непрерывным
Более 60% покупателей авто хотят на старте выбора автомобиля получать информацию о вариантах доставки и всех опциях автомобилей. 54% покупателей ждут, что процесс покупки в онлайн будет простым, непрерывным и при необходимости может быть продолжен в офлайн. В целом покупатели ожидают, что большая часть процесса покупки перейдет в онлайн.
Digital-трансформация, а не просто компьютеризация
Онлайн-витрины, которые автопроизводители и дилерские центры запустили во время пандемии, еще не говорят о том, что компания встала на путь цифровой трансформации.
Полная трансформация станет возможной только тогда, когда у компаний появится большое количество цифровых данных, которые системы машинного обучения смогут обработать и спрогнозировать результаты.
При этом цифровых сигналов, которые получают автодилеры, недостаточно для перехода на новую бизнес-модель: только 9% покупателей автомобилей заполняют онлайн-формы, а у 99% автодилеров ничего, кроме таких форм, на сайте нет.
Как начать digital-трансформацию
Переход автобрендов и дилерских центров возможен в онлайн при условии, что все процессы будут отлажены: все шаги на пути к покупке можно было совершить онлайн, а в офлайн — только забрать автомобиль.
Если пользователю будет удобно, то и у рекламодателя будет больше данных, которые можно анализировать и принимать дальнейшие решения.
Яндекс: продажи и поисковый интерес на авторынке
Продажи новых авто и упали на 1% в 2019 г по сравнению с 2020 г. При этом волнение потребителей и мониторинг цен отразились на поиске в 2020 г: интерес к поиску новых автомобилей увеличился на 14% год к году. Количество уникальных пользователей практически не изменилось.
На центральные регионы приходится практически половина всех поисковых запросов. Общий интерес пользователей к покупке автомобилей вырос на 13% в 2020 г, в основном за счет смартфонов. Сейчас около 70% пользователей задают поисковые запросы в Яндексе с их помощью.
Драйверы автосегмента в 2020 году
- Почти половина продаж приходится на SUV-модели автомобилей — прирост за год составил 12%.
- Стратегия китайских брендов — быстро захватить рынок, и рост в 20% (выше, чем в среднем по рынку), это доказывает.
- Почти у всех автопроизводителей в ближайшие год-два запланирован серийный выпуск электромобилей — прирост продаж составил 21%.
- Обычно на 1 новый автомобиль ны рынке приходится 3-4 авто с пробегам, и все больше дилеров стараются сделать процесс более открытым и чаще предлагают покупателям не новые машины.
- Сначала пользователи сами не были готовы покупать машины в онлайн, однако уже весной 2021 г интерес начал расти — рост поисковых запросов составил 84%.
Топовые автомарки в поисковых запросах
Топ-5 марок массового сегмента, к которым проявляют наибольший покупательский интерес в поиске:
Топ-5 марок премиального сегмента:
Прогнозы развития авторынка
- Дефицит новых авто в ДЦ будет устранен уже в Q2 2021 г, несмотря на проблемы с поставками и разрыв логистических цепочек.
- Пандемия простимулировала рост спроса на автомобили с пробегом и на автомобили китайских брендов. Покупатели чаще будут делать выбор в пользу этих машин, особенно если цены на новые авто будут расти.
- Сохранится тренд на цифровизацию и более качественный переход в онлайн: интерес к дистанционной покупке машин вырос на 84% за 2020 г.
Стимулирующие факторы рынка: госпрограммы, автокредитование, появление новых моделей и модификаций, платные парковки и маркетинг.
Альтернативные сценарии развития рынка: рост спроса и развитие таких услуг, как авто по подписке, каршеринг и райдшеринг, а также более доступные услуги такси и активное развитие общественного транспорта.
|