Новая система Google Analytics 4

                                        

Компания Google анонсировала, что с 14 октября 2020 г всем пользователям станет доступна новая версия Google Analytics — Google Analytics 4. Разбираем особенности последней версии.

 

Что произошло

Компания Google анонсировала, что с 14 октября 2020 г всем пользователям станет доступна новая версия Google Analytics — Google Analytics 4.

Google Analytics — самая популярная система веб-аналитики. По данным опроса компании W3techs, она установлена на 84% сайтов респондентов — или 55% от общего числа сайтов в интернете. Ранее этот продукт находился в статусе бета-тестирования и назывался по другому — Google Analytics: App+Web. Теперь же новая версия системы будет предлагаться по-умолчанию при создании нового ресурса в Google Analytics. 

От сессий к событиям, параметрам и пользовательским свойствам

Стоит отметить, что это не просто обновление Google Analytics, а совершенно новый подход к веб-аналитике. В последней версии системы появилось много нового функционала, но наиболее важное отличие от предыдущих версий — это событийная модель данных. На заре развития систем веб-аналитики, веб-сайты представляли собой набор страниц. Путь пользователя был простым:

Пользователь кликает по ссылке → загружается новая страница сайта → на этой странице пользователю доступен новый контент.

Таким образом, веб-аналитика строилась на объединении просмотренных страниц в сессии. Если система аналитики замечает перерыв в просмотрах страниц (обычно 30 минут), либо наступают новые сутки — это считается началом новой сессии.

Однако стандартом современной мобильной и веб-разработки стали «реактивные» приложения. Теперь пользователю необязательно открывать новую страницу, чтобы получить новый контент — он обновляется «на лету». Вспомните, как вы смотрите сериалы на Netflix, слушаете музыку в стриминговых сервисах, работаете с любимым таск-менеджером и т.д. — это все примеры реактивных приложений, где контент меняется в рамках одной веб-страницы. В них традиционный подход к веб-аналитике на основе сессий не работает.

Решение проблемы — событийная модель данных, которая появилась в новой версии Google Analytics. В обновленной версии вместо сессий используется более гибкая модель аналитики на основе событий, параметров и пользовательских свойств. Этот подход можно применить не только к новым веб- и мобильным- приложениям, но также и к традиционным сайтам.

Google не изобрел событийную модель данных, и сама по себе модель не новинка. Но до появления Google Analytics 4, как правило, такой подход использовался для аналитики мобильных приложений, а не для традиционных веб-сайтов.

Новинки для аналитиков, маркетологов и разработчиков

Помимо событийной аналитики, в Google Analytics 4 появилось еще много интересных новинок, которые будут полезны аналитикам, маркетологам и разработчикам.

Для аналитиков:

1. Кроссплатформенное отслеживание. Позволяет объединять данные с разных платформ (веб-сайт, мобильное приложение) в единый путь пользователя. 

2. Центр анализа. Раньше был доступен только для пользователей платной версии Google Analytics 360,теперь доступен всем пользователям, да еще и с расширенным функционалом. С его помощью можно исследовать данные, анализировать каждого пользователя по отдельности, создавать кастомные воронки конверсий, сравнивать сегменты аудиторий и анализировать путь пользователя. 

3. Экспорт сырых данных в Google BigQuery. Появился бесплатный доступ к функционалу, который позволяет экспортировать сырые данные во внешнее хранилище и исследовать их с помощью SQL-запросов.

 Для маркетологов:

1. Инсайты с использованием машинного обучения. Функционал был доступен в предыдущей версии, теперь же у рекламодателей появились дополнительные возможности. Маркетологи могут получать умные оповещения о трендах, например о повышенном спросе на товар. Или использовать инструмент для прогнозирования, например для прогноза оттока пользователей или прогноза потенциальной выручки для бизнеса от определенного сегмента покупателей. Эти инсайты могут помочь маркетологам предвидеть действия, которые пользователи будут совершать в будущем, для того, чтобы сосредоточиться на наиболее ценной аудитории.



2. Новые метрики вовлечения. Привычный показатель отказов заменен на новую концепцию «сессий с вовлечением». Для того, чтобы сессия считалась вовлеченной, пользователь должен осуществить одно из следующих действий:

—активно взаимодействовать с сайтом или приложением в фоновом режиме минимум 10 секунд;

—совершить конверсионное событие;

—совершить 2 или более просмотров экрана/страницы. 

Соответственно, в Google Analytics появилось несколько новых метрик на основе этой концепции:

—Engagement Rate (показатель вовлечения) = (кол-во сессий с вовлечением) / (кол-во сессий);

—Engaged Sessions per User (кол-во сессий с вовлечением на пользователя) = (кол-во сессий с вовлечением) / (кол-во пользователей);

—Engagement Time (время вовлечения).

3. Кроссплатформенная атрибуция. Позволит собирать данные по всем всем взаимодействиям с брендом, независимо от платформы.

Для разработчиков:

1. Продвинутое отслеживание. Если ранее для отслеживания пользовательских взаимодействий на сайт внедряли скрипты, то в обновленной версии можно включить отслеживание событий прокрутки страницы, просмотров видео, кликов по ссылкам и прочих полезных событий прямо в интерфейсе нажатием одной кнопки.

 Визуальная отладка. Появился отдельный отчет, который называется DebugView, который позволяет изолировать данные с собственного компьютера в реальном времени во время тестирования кода. 

Недостатки Google Analytics 4

К сожалению, в Google Analytics 4 пока еще не хватает некоторых полезных функций, к которым привыкли пользователи старой версии. Google обещает постепенно добавить следующий функционал, который пока еще не реализован на момент написания этой статьи:

1. Кроссдоменное отслеживание. Его можно будет настроить прямо в интерфейсе Google Analytics, без необходимости привлечения разработчиков для этой задачи.

2. Передача данных в Google Analytics (Measurement Protocol). Пока что нет возможности передавать собственные данные в GA, например данные о расходах с рекламных площадок, или данные об оффлайн-конверсиях.

Как перейти на новую версию? 

Пока в последней версии не реализован весь функционал предыдущей. Поэтому, чтобы переход с одной версии на другую прошел безболезненно, рекомендуем использовать новую версию совместно со старой.Это позволит собирать данные в новой версии Google Analytics и использовать последние новинки по мере их появления, при этом не нарушая работу существующей системы аналитики.

Для тех, кто уже использует предыдущую версию Google Analytics, нужно сделать следующее:

1. Создать или соединить новый ресурс Google Analytics 4, который будет собирать данные с тех же страниц, что и предыдущая версия Google Analytics, и мигрировать настройки.

2. Включить сбор данных. Если для передачи событий в предыдущую версию Google Analytics использовалась библиотека gtag.js, то можно просто включить функцию сбора данных. Если же gtag.js не использовалась, то нужно будет сделать ручную разметку данных и событий (ссылка на инструкцию). 

Для Ecommerce-сайтов нужно обновить схему данных.

Обновленный Google Analytics теперь будет использоваться по умолчанию при создании нового ресурса в системе. Компания Google больше не планирует инвестировать в старую версию системы и дорабатывать ее. Таким образом, чтобы накопить больше данных до окончательного отказа от предыдущей версии, лучше уже сейчас подключить новую версию системы к своим веб-сайтам и мобильным приложениям, не отказываясь при этом от предыдущей версии полностью.

© 2024 Артикс