В период самоизоляции онлайн-продажи и доля онлайн-канала FMCG выросли на 1,8%. Проникновение е-commerce составило 98%, до 75% опрошенных собираются продолжать совершать онлайн-покупки после завершения пандемии. Скорость и наличие доставки — 55% опрошенных — и широта ассортимента — 56% — главные факторы при выборе онлайн-магазина. Аналитики платформы «Яндекс.Взгляд» опросили 3014 респондентов в июне 2020 г. и проанализировали, как изменились онлайн-продажи FMCG в России в связи с пандемией. Публикуем основные мысли исследования.
До 70% потребителей хотя бы раз в месяц совершают покупки онлайн1. Согласно исследованию, 3 из 4 респондентов совершают онлайн-заказ хотя бы раз в месяц или чаще. В Москве максимальные уровень проникновения онлайн-торговли в категории «Продукты питания» — 61%, в «Косметике и товарах личной гигиены» — 59%, «Бытовой химии — 43%». В целом, респонденты оценивают свой опыт онлайн-покупок преимущественно положительно: об этом говорят 80% покупателей продуктов и 86% — бытовой химии. 2. Офлайн-продажи зеркально отражают онлайн: массовая закупка товаров в доизоляционный период и затем спад. 3. Покупатели сократили посещение крупных магазинов в пользу онлайна. Из-за проблем с логистикой и складами количество заказов продуктов питания и бытовой химии резко упало: на 33% после пика в 43% 9 марта. В течение недели после падения динамика продаж выправилась: +18% в период с 23 по 30 марта. Количество онлайн-покупок косметики, продуктов и предметов гигиены увеличилось в период самоизоляции, а пик онлайн-покупок зоотоваров пришелся на доизоляционный период. В продуктах питания потребители ценят натуральный состав4. Помимо онлайна, потребители также совершают покупки в магазинах у дома. Посещение гипермаркетов сократилось на 12%. Продукты заказывают хотя бы раз в неделю 32% опрошенных, причём мужчины делают заказы чаще женщин. В целом, самоизоляция повлияла категорию продуктов питания заметнее всего: 68% пользователей отметили, что из-за самоизоляции стали больше покупать продукты онлайн. 5. При этом главный тренд в продуктах питания — натуральность и экологичность состава. Это имеет значение для 87% опрошенных, в основном, для женщин 35-55 лет. При заказе продуктов для 59% опрошенных наличие доставки является решающим фактором, а наибольшую значимость доставки отмечают респонденты из Санкт-Петербурга. В целом, важные факторы для потребителей — быстрая и удобная доставка, хорошая программа лояльности, широкий ассортимент. Потребители дольше выбирают косметику, быстрее — зоотовары6. В онлайн-шопинге потребители наименее склонны выбирать зоотовары, дольше выбирая косметику и товары личной гигиены: 24% не оформляют заказ на косметику за один визит в магазин, в категории зоотоваров — 6%. Это объясняется также и тем, что для косметики характерен просмотр интернет-магазинов как вид досуга, где покупка — не основная задача. 7. Для остальных категорий товаров главная общая причина, по которой пользователи не завершают покупку — отсутствие удобных вариантов доставки. Потребители также чувствительны к цене: 36% респондентов не устраивает общая стоимость корзины. Помимо доставки, покупателям важны широкий ассортимент и репутация магазина8. Для трети потребителей самоизоляция стала поводом полностью или частично перейти в онлайн за покупкой косметики и товаров личной гигиены. Косметику онлайн один раз в месяц покупают 37% респондентов, как правило, женщины. 87% опрошенных остались довольны качеством совершенной покупки онлайн. Помимо доставки, для 56% имеет значение широкий ассортимент товара и репутация магазина — 41%. Долгосрочные эффекты от самоизоляции
|
Самые важные цифры и новости digital в Telegram: @truedigitalclub |